суббота, 9 февраля 2013 г.

История Shiseido - Часть I

Сегодня открывается новая рубрика Beauty in the detail, которая будет всецело посвящена истории разнообразных  косметических брендов. Итак, встречайте - "История красоты". А начнем мы с одного из самых интересных и по-восточному утонченных брендов - Shiseido.

__________________________________________________________________________________


Косметический бренд Shiseido берет свои корни в Японии, хотя само название имеет китайское происхождение из "Книги перемен", и само по себе включает в себя древнюю мудрость. Четыре последних символа в переводе на японский означают буквально следующее: "Воспевайте блага Земли, которая питает новую жизнь и порождает новые ценности". Всего 4 символа, но в них заключается вся философия компании, как бренда и части этого мира.


Создатель  

Аринобу Фукухара, будучи бывшим главный фармацевтом японского Императорского военно-морского флота, создал в 1872 году сеть аптек Shiseido Pharmacy. Во времена его юности косметика была главным образом аптечной и была основана на травах, а Аринобу хотел принести на японский рынок немного запада, и тем самым, разделить косметическую составляющую и аптечную.  В это время ему было всего 23 года.


Аринобу Фукухара и Shiseido Pharmacy

  
Магазинчик  Shiseido, 1897-1906 гг.,  архитектор Томас Джеймс Вотерс 


                  Улица Гиндза


Магазин Shiseido 1917-1919 гг

 
Внутренняя часть косметического отдела Shiseido до Великого землетрясения Канто, 1919-1920 гг. 

После поездки в США Ариноу Фукухара решил добавить в аптеку автомат с газированной водой, что послужило отличным началом для новой ветви развития бизнеса.

Автомат для продажи газированной воды, 1921 г.

 Впоследствии семья Фукухара стала заниматься ресторанным бизнесом, открыв Shiseido Parlour, а Shiseido стала компанией, представившей на японский рынок мороженое.

 

  
1934 год, ресторан Shiseido Parlour

В 1923 году после Великого землетрясения Канто магазин  Shiseido переселился в новое помещение.




Магазин  Shiseido 2 месяца после Великого землетрясение Канто, 1923 год, архитектор Риичиро Кавашима 


Внутренняя отделка нового помещения 

Второй президент Shiseido - Шинзо Фукухара (1883–1948), сын Аринобу Фукухара, обладал уникальным взглядом на вещи. Именно он добился для Shiseido огромного успеха.


Фармацевт по образованию и фотограф по призванию, Шинзо создал сочетание красоты разных уголков мира, как в искусстве, так и в косметике.

Фукухара, получив образование в престижном японском университете по специальности восточная медицина, после перебрался в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение в Университете Колумбии. Здесь он напрямую сталкивается с такими аспектами, как реклама и дизайн, становится явным поклонником арт-нуво, что в дальнейшем окажет свое влияние на его геометричном, изобилующем видении арт-деко и модерна.

Во время пребывания в Америке,  Фукухара работал в фармацевтической области на компанию "Burroughs and Wellcome" в Нью-Йорке, и к моменту своего возвращения в Японию президент компании Уилльям Галлахер дарит Фукухаре на прощание подарок в виде образца каждого продукта, который только был у "Burroughs and Wellcome", что послужило хорошей основой для дальнейших возможных испытаний и тестов Shiseido.


В 1915 году Фукухара посещает Париж, в котором знакомится с фотографическим искусством, в этот период на него большое влияние начинает оказывать западная эстетика. По возвращению домой в Японию новые идеи не покидают Шинзо и он собирается изменить представление о японской косметической индустрии в целом!

Фукухара был одним из тех глав компаний, которые ежедневно сами не покладали рук в создании фирменных отличительных черт своей компании, маркетинговых стратегий, но от многих его отличает прямая любовь к искусству и эстетике. Поэтому совсем не удивительно, что Фукухара также известен как выдающийся первооткрыватель японского пикториализма в фотографии. 

Шинзо стал основателем нескольких высоко влиятельных фотографических обществ, среди них: Shashin Geijutsusha и  Nihon Shashinkai. Его работы также часто появлялись на рекламных проспектах и  брошюрах компании, например, в  ежемесячном издании Shiseido Monthly. 


Всю свою жизнь Шинзо посвятил искусству, и именно этот факт так сильно повлиял на историю компании Shiseido, ведь у Шинзо было много друзей среди художников, которые работали в последствии в качестве консультантов Shiseido, помогая развивать концепцию компании.

Смешивая ценности и открытия Запада и Востока,  Шинзо Фукухара удалось создать из небольшой аптеки в квартале Гиндза мировой косметический бренд. С тех пор Shiseido играет существенную роль изменениям наших представлений о японской культуре.

Товарный знак 


Логотип в виде камелии, впервые появившийся в 1916 году, и до сих пор присутствует  на продуктах Shiseido. Разработан в стиле арт-ново, простота логотипа выходит за пределы времени и  культуры. Логотип является гарантией стандартов качества, а также данью уважения развитию науки красоты.

Графичное изображение представляет собой цветы камелии в воде. Современный и неподвластный времени, с одной стороны, - восточный, с другой - интернациональный, утонченный и четкий.
Изображение было взято из оберточной бумаги, разработанной Yabe Sue в 1924 году.





Изображение стало появляться на постерах, открытках, в разнообразной рекламной продукции.

Флаконы и Футляры 

 На протяжении многих лет компания Shiseido представляла широкую линейку разнообразных продуктов: бальзамы для укладки волос, зубную пасту, пудру для лица, крема и мыло. В 1888 году компания занималась преимущественно выпуском зубной пасты, и уже тогда заявляла о высоком качестве своего продукта по сравнению с продающимися в то время товарами повседневного назначения, которые реализовывались по 2-3 сэн за штуку, когда зубная паста от Shiseido под названием Fukuhara Sanitary Tooth Powder стоила 25 сэн. Магазинчик располагался в модном районе Гиндза, и нельзя было экономить даже на упаковочной бумаге или  флаконах.

Упаковка продуктов была предметом отдельного разговора, продавцы всегда старались упаковывать товар не хуже, чем на рекламных проспектах. Утонченные изгибы стеклянных бутылок с лосьонами и тониками, элегантные этикетки привлекали все новых и новых покупательниц.

В то время все чаще в рекламных проспектах флаконы стали располагать группами, представляя собой отличные примеры композиции.


Рекламная продукция Shiseido

С самого начала Шинзо Фукухара хотел, чтобы такие понятия как "роскошь" и "элегатность" ассоциировались с продукцией компании. Понятие о роскоши и изобилии было визуально передано через печатную рекламу в виде цветных иллюстраций, на которых экзотичные женщины проводили свободное время в роскошных интерьерах. Хотя подобный образ жизни был недоступен большинству японок, женщин вдохновляли буклеты, что легко можно проследить большим спросом на продукцию фирмы премиум-класса.

Богатство было синонимом "deluxe - высокого качества", этот термин даже послужил наименованием для новой линии по уходу за кожей “De Luxe”, запущенной в 1936 году.

Практически на всей рекламной продукции Shiseido можно увидеть элегантных женщин со всех уголков земного шара, всех времен и столетий.

Ранняя реклама периода Тайсё (примерно 1914) для масла для волос Hanatsubaki представляет собой классическое изображение местного колорита самого рассвета империи. Период Хэйан (794 to 1185) можно ассоциировать с классическими произведениями, такими как  "Повесть о Гэндзи"  и "Исэ-моногатари",  которые были широко известны широким слоям населения. 
Волнующая напудренная кожа лица, напыщенный наряд, эти красотки из императорского двора с гордостью демонстрируют красоту распущенных длинных черных волос  (taregami), которые представляют центральную часть композиции (нижние первые два рисунка).



На третьем рисунке сверху предсатвлена реклама 1916 года, и мы можем легко заметить некоторые изменения. Женский образ уже значительно изменен: женщина носит соверменную прическу, типичную для 20-го века (sokuhatsu) и модное кимоно. 



В оформление также происходят изменения, например, в наименовании продукта на упаковке используется шрифт, вдохновленный атр-нуво.

 Также помимо статей с последними тенденциями в области ухода за телом и лицом в ежемесячном выпуске Shiseido Monthly стали появляться иллюстрированные описания с подробными инструкциями создания модных  причесок, например, с волосами, зачесанными назад.


 Разностороннее развитие идеалов красоты распространялось как диахронически так и в международном масштабе, таким образом, стали появляться женские образы по западному образцу, с присущими западным женщинам прическами и макияжем. 


В это же самое время изображения японских красоток сменились в 1920 году классическими узнаваемыми изображениями греко-романской античности, другим симвомлом абсолютной красоты, но теперь западным. На рисунке ниже представлена реклама зубной пасты, на которой элегантная фигура западной женщины показана в расслабленной позе, восседающей на стуле, рядом с которым располагается декоративная ваза, в руке женщина держит небольшое зеркальце. 
Также можно встретить и ссылки на эпоху Ренессанса. На рисунке внизу представлена реклама жидкой пудры для лица.


Все чаще стали появляться личности из других исторических эпох и  географических мест, дамы времен Марии Антуанетты в пышных корсетных юбках и модницы в мехах. 
Стоит также отметить, что продукты для волос чаще рекламировались на японских женщинах, а  продукция больше характерная Западу - например, крем для лица, - на западного образца женщинах разных времен и эпох. Главной задачей было показать красоту и элегантность, которым нет временных и иных границ. 


Свободные от исторических рамок Shiseido с легкостью изображали разговор традиционной японки с Марией Антуанеттой. По небольшому зеркальцу можно догадаться, что их разговор посвящен красоте. 


В следующем историческом выпуске - Использование зеркала в рекламной продукции Shiseido, продолжение развития компании, а также четыре основных принципа компании! Оставайтесь с нами! 
 

11 комментариев:

  1. Очень познавательный и интересный пост получился!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, я люблю сама узнавать глубже и шире о марках с историей, думаю, как и многие!)
      рада, что понравилось!

      Удалить
  2. супер!я зачиталасс и у меня выкипел суп ;-)
    кстати-японское шисейдо оч уважаю,а то,что у нас в магазинах-мне вообще никак.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. там дальше еще интереснее пойдет графика и композиция! все же японцы народ утонченный во всем.

      а мне все же у них много что по душе, люблю их тени неимоверно и есть пара-тройка незаменимых средств в уходовой части :))

      Удалить
  3. Даша, я повторюсь, но это совершенно замечательный пост, также жду продолжения. scout

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, мне очень и очень приятно читать такие отклики как вы мне устроили на косметисте :)
      продолжение будет, и даже не одно, так как материала действительно много, но лучше его давать дозировано)

      Удалить
  4. Отличная рубрика!! Обожаю возвращаться в историю для того, чтобы узнать, как зарождался тот или иной бренд :)
    Спасибо за такую интересную статью :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мерси!
      Это словно узнавать бренд совершенно с другой стороны, с более личной. Тем более, всегда интересно, как все начиналось...
      Уже практически готова вторая часть! :)

      Удалить
    2. Да, я вот уже две недели читаю все материалы про Кристиана Диора и его Дом, архивы и современную информацию, на русском и английском. Всё, что доступно в инете. Зачитываюсь просто :)
      Я буду с нетерпением ждать продолжения! :)

      Удалить
    3. Знаешь, мне кажется, про такие большие мировые дома как Диор, Шанель и YSL и иже с ними действительно много информации. Я не спорю, что множество искусствоведов отлично пишут книги и статьи на эти темы, но мне лично хочется всегда узнать побольше и про, например, Maybeline и Дебору Липпман, про Услу Эирлайнс и Мас...

      Удалить
    4. Мне тоже не столь важен сам бренд, сколь интересные факты при его основании :)

      Удалить