Сегодня открывается новая рубрика Beauty in the detail, которая будет всецело посвящена истории разнообразных косметических брендов. Итак, встречайте - "История красоты". А начнем мы с одного из самых интересных и по-восточному утонченных брендов - Shiseido.
__________________________________________________________________________________
Косметический бренд Shiseido берет свои корни в Японии, хотя само название имеет китайское происхождение из "Книги перемен", и само по себе включает в себя древнюю мудрость. Четыре последних символа в переводе на японский означают буквально следующее: "Воспевайте блага Земли, которая питает новую жизнь и порождает новые ценности". Всего 4 символа, но в них заключается вся философия компании, как бренда и части этого мира.
Создатель
Аринобу Фукухара, будучи бывшим главный
фармацевтом японского Императорского военно-морского флота, создал в 1872
году сеть аптек Shiseido Pharmacy. Во времена его юности
косметика была главным образом аптечной и была основана на травах, а
Аринобу хотел принести на японский рынок немного запада, и тем самым, разделить косметическую составляющую и аптечную. В это время ему было всего
23 года.
Магазинчик Shiseido, 1897-1906 гг., архитектор Томас Джеймс Вотерс
Магазин Shiseido 1917-1919 гг.
Внутренняя часть косметического отдела Shiseido до Великого землетрясения Канто, 1919-1920 гг.
После поездки в США Ариноу Фукухара решил добавить в аптеку автомат с газированной водой, что послужило отличным началом для новой ветви развития бизнеса.
Автомат для продажи газированной воды, 1921 г.
Впоследствии семья Фукухара стала заниматься ресторанным бизнесом, открыв Shiseido Parlour, а Shiseido стала компанией, представившей на японский рынок мороженое.
1934 год, ресторан Shiseido Parlour
В 1923 году после Великого землетрясения Канто магазин Shiseido переселился в новое помещение.
Магазин Shiseido, 2 месяца после Великого землетрясение Канто, 1923 год, архитектор Риичиро Кавашима
Внутренняя отделка нового помещения
Второй президент Shiseido - Шинзо Фукухара (1883–1948), сын Аринобу Фукухара, обладал уникальным взглядом на вещи. Именно он добился для Shiseido огромного успеха.
Фармацевт по образованию и фотограф по призванию, Шинзо создал сочетание красоты разных уголков мира, как в искусстве, так и в косметике.
Фукухара, получив
образование в престижном японском университете по специальности
восточная медицина, после перебрался в Нью-Йорк, чтобы продолжить
обучение в Университете Колумбии. Здесь он напрямую сталкивается с такими аспектами, как реклама и дизайн, становится явным поклонником арт-нуво, что в дальнейшем окажет свое влияние на его геометричном, изобилующем видении арт-деко и модерна.
Во время пребывания в Америке, Фукухара работал в фармацевтической области на компанию "Burroughs and Wellcome" в Нью-Йорке, и к моменту своего возвращения в Японию президент компании Уилльям Галлахер дарит Фукухаре на прощание подарок в виде образца каждого продукта, который только был у "Burroughs and Wellcome", что послужило хорошей основой для дальнейших возможных испытаний и тестов Shiseido.
Во время пребывания в Америке, Фукухара работал в фармацевтической области на компанию "Burroughs and Wellcome" в Нью-Йорке, и к моменту своего возвращения в Японию президент компании Уилльям Галлахер дарит Фукухаре на прощание подарок в виде образца каждого продукта, который только был у "Burroughs and Wellcome", что послужило хорошей основой для дальнейших возможных испытаний и тестов Shiseido.
В 1915 году Фукухара посещает Париж, в котором знакомится с фотографическим искусством, в этот период на него большое влияние начинает оказывать западная эстетика. По возвращению домой в Японию новые идеи не покидают Шинзо и он собирается изменить представление о японской косметической индустрии в целом!
Фукухара был одним из тех глав компаний, которые ежедневно сами не покладали рук в создании фирменных отличительных черт своей компании, маркетинговых стратегий, но от многих его отличает прямая любовь к искусству и эстетике. Поэтому совсем не удивительно, что Фукухара также известен как выдающийся первооткрыватель японского пикториализма в фотографии.
Шинзо стал основателем нескольких высоко влиятельных фотографических обществ, среди них: Shashin Geijutsusha и Nihon Shashinkai. Его работы также часто появлялись на рекламных проспектах и брошюрах компании, например, в ежемесячном издании Shiseido Monthly.
Всю свою жизнь Шинзо посвятил искусству, и именно этот факт так сильно повлиял на историю компании Shiseido, ведь у Шинзо было много друзей среди художников, которые работали в последствии в качестве консультантов Shiseido, помогая развивать концепцию компании.
Смешивая
ценности и открытия Запада и Востока, Шинзо Фукухара удалось создать из
небольшой аптеки в квартале Гиндза мировой косметический бренд. С тех пор
Shiseido играет существенную роль изменениям наших представлений о японской
культуре.
Товарный знак
Логотип в
виде камелии, впервые появившийся в 1916 году, и до сих пор присутствует на продуктах
Shiseido. Разработан в стиле арт-ново, простота логотипа выходит за
пределы времени и культуры. Логотип является гарантией стандартов
качества, а также данью уважения развитию науки красоты.
Графичное
изображение представляет собой цветы камелии в воде. Современный и
неподвластный времени, с одной стороны, - восточный, с другой -
интернациональный, утонченный и четкий.
Изображение было взято из оберточной бумаги, разработанной Yabe Sue в 1924 году. Изображение стало появляться на постерах, открытках, в разнообразной рекламной продукции.
Флаконы и Футляры
На протяжении многих лет компания Shiseido представляла широкую линейку разнообразных продуктов: бальзамы для укладки волос, зубную пасту, пудру для лица, крема и мыло. В 1888 году компания занималась преимущественно выпуском зубной пасты, и уже тогда заявляла о высоком качестве своего продукта по сравнению с продающимися в то время товарами повседневного назначения, которые реализовывались по 2-3 сэн за штуку, когда зубная паста от Shiseido под названием Fukuhara Sanitary Tooth Powder стоила 25 сэн. Магазинчик располагался в модном районе Гиндза, и нельзя было экономить даже на упаковочной бумаге или флаконах.
Упаковка продуктов была предметом отдельного разговора, продавцы всегда старались упаковывать товар не хуже, чем на рекламных проспектах. Утонченные изгибы стеклянных бутылок с лосьонами и тониками, элегантные этикетки привлекали все новых и новых покупательниц.
В то время все чаще в рекламных проспектах флаконы стали располагать группами, представляя собой отличные примеры композиции.
Рекламная продукция Shiseido
С самого начала Шинзо Фукухара хотел, чтобы такие понятия как "роскошь" и "элегатность" ассоциировались с продукцией компании. Понятие о роскоши и изобилии было визуально передано через печатную рекламу в виде цветных иллюстраций, на которых экзотичные женщины проводили свободное время в роскошных интерьерах. Хотя подобный образ жизни был недоступен большинству японок, женщин вдохновляли буклеты, что легко можно проследить большим спросом на продукцию фирмы премиум-класса.
Богатство было синонимом "deluxe - высокого качества", этот термин даже послужил наименованием для новой линии по уходу за кожей “De Luxe”, запущенной в 1936 году.
Практически на всей рекламной продукции Shiseido можно увидеть элегантных женщин со всех уголков земного шара, всех времен и столетий.
Ранняя реклама периода Тайсё (примерно 1914) для масла для волос Hanatsubaki представляет собой классическое изображение местного колорита самого рассвета империи. Период Хэйан (794 to 1185) можно ассоциировать с классическими произведениями, такими как "Повесть о Гэндзи" и "Исэ-моногатари", которые были широко известны широким слоям населения.
Волнующая напудренная кожа лица, напыщенный наряд, эти красотки из
императорского двора с гордостью демонстрируют красоту распущенных длинных черных
волос (taregami), которые представляют
центральную часть композиции (нижние первые два рисунка).
На третьем рисунке сверху предсатвлена реклама 1916 года, и мы можем легко заметить некоторые изменения. Женский образ уже значительно изменен: женщина носит соверменную прическу, типичную для 20-го века (sokuhatsu) и модное кимоно.
В оформление также происходят изменения, например, в наименовании продукта на упаковке используется шрифт, вдохновленный атр-нуво.
Также помимо статей с последними тенденциями в области ухода за телом и лицом в ежемесячном выпуске Shiseido Monthly стали появляться иллюстрированные описания с подробными инструкциями создания модных причесок, например, с волосами, зачесанными назад.
Разностороннее развитие идеалов красоты распространялось как диахронически так и в международном масштабе, таким образом, стали появляться женские образы по западному образцу, с присущими западным женщинам прическами и макияжем.
В это же самое время изображения японских красоток сменились в 1920 году классическими узнаваемыми изображениями греко-романской античности, другим симвомлом абсолютной красоты, но теперь западным. На рисунке ниже представлена реклама зубной пасты, на которой элегантная фигура западной женщины показана в расслабленной позе, восседающей на стуле, рядом с которым располагается декоративная ваза, в руке женщина держит небольшое зеркальце.
Также можно встретить и ссылки на эпоху Ренессанса. На рисунке внизу представлена реклама жидкой пудры для лица.
Все чаще стали появляться личности из других исторических эпох и географических мест, дамы времен Марии Антуанетты в пышных корсетных юбках и модницы в мехах.
Стоит также отметить, что продукты для волос чаще рекламировались на японских женщинах, а продукция больше характерная Западу - например, крем для лица, - на западного образца женщинах разных времен и эпох. Главной задачей было показать красоту и элегантность, которым нет временных и иных границ.
Свободные от исторических рамок Shiseido с легкостью изображали разговор традиционной японки с Марией Антуанеттой. По небольшому зеркальцу можно догадаться, что их разговор посвящен красоте.
В следующем историческом выпуске - Использование зеркала в рекламной продукции Shiseido, продолжение развития компании, а также четыре основных принципа компании! Оставайтесь с нами!
Очень познавательный и интересный пост получился!
ОтветитьУдалитьЕвгения, я люблю сама узнавать глубже и шире о марках с историей, думаю, как и многие!)
Удалитьрада, что понравилось!
супер!я зачиталасс и у меня выкипел суп ;-)
ОтветитьУдалитькстати-японское шисейдо оч уважаю,а то,что у нас в магазинах-мне вообще никак.
там дальше еще интереснее пойдет графика и композиция! все же японцы народ утонченный во всем.
Удалитьа мне все же у них много что по душе, люблю их тени неимоверно и есть пара-тройка незаменимых средств в уходовой части :))
Даша, я повторюсь, но это совершенно замечательный пост, также жду продолжения. scout
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, мне очень и очень приятно читать такие отклики как вы мне устроили на косметисте :)
Удалитьпродолжение будет, и даже не одно, так как материала действительно много, но лучше его давать дозировано)
Отличная рубрика!! Обожаю возвращаться в историю для того, чтобы узнать, как зарождался тот или иной бренд :)
ОтветитьУдалитьСпасибо за такую интересную статью :)
Мерси!
УдалитьЭто словно узнавать бренд совершенно с другой стороны, с более личной. Тем более, всегда интересно, как все начиналось...
Уже практически готова вторая часть! :)
Да, я вот уже две недели читаю все материалы про Кристиана Диора и его Дом, архивы и современную информацию, на русском и английском. Всё, что доступно в инете. Зачитываюсь просто :)
УдалитьЯ буду с нетерпением ждать продолжения! :)
Знаешь, мне кажется, про такие большие мировые дома как Диор, Шанель и YSL и иже с ними действительно много информации. Я не спорю, что множество искусствоведов отлично пишут книги и статьи на эти темы, но мне лично хочется всегда узнать побольше и про, например, Maybeline и Дебору Липпман, про Услу Эирлайнс и Мас...
УдалитьМне тоже не столь важен сам бренд, сколь интересные факты при его основании :)
УдалитьШесейдо бренд у нас в Казакстане уже как более 10 лет,это Элит косметика для женщин которые любят себя. На сегодня моя компания завела этот бренд и вы можете получи ь его со склада со скидкой 50%.
ОтветитьУдалить